Коллектив нашей школы на
протяжении последних лет
успешно реализует образовательную линию через ОС «Школа 2100», разработанную в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной
программы (утверждён приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009
г. № 373) и Концепцией Образовательной
системы «Школа 2100». Программа соответствует основным принципам
государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе
Российской Федерации "Об образовании”. Это:
– гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности;
– воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
– единство федерального культурного
и образовательного пространства, защита и развитие системой образования
национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в
условиях многонационального государства;
– общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающегося
адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
– формирование человека и
гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на
совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и
социальной принадлежности.
Программа
опирается на развивающую
парадигму, представленную в виде
системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):
а) Личностно ориентированные
принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип
психологической комфортности).
б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания
образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру,
принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно ориентированные
принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого
перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной
ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной
деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на
предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
Все учебники и учебные пособия
комплекта «Школа 2100» имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также
развёрнутое учебно – методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей,
дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок.
Все предметные УМК, составляющие комлекс УМК ОС «Школа 2100» (http://www.school2100.ru) основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:
Технология проблемного диалога.
Она предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Мы учим продуктивному чтению: умению вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, концептуальную, подтекстовую), самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. Главными приёмами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Она напрямую связана с комфортностью обучения. Наши дети учатся самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности, мы дифференцируем оценку и отметку, предлагаем задания на трех уровнях: необходимом, программном и максимальном.Оценивание учебных успехов: вместо контроля за учениками с помощью отметок учим самостоятельно оценивать свои достижения. Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно-ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».
Основные задачи новой технологии:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Официальный сайт ОС "Школа 2100"
"Школа 2100" - информация для родителей